Карнавал в швейцарском городе Базель

« Назад

Карнавал в швейцарском городе Базель 07.03.2017 10:29

Карнавал проводится с 15 века, и эта ежегодная традиция никогда не прерывалась: европейцы ценят преемственность поколений. Многие костюмы и маски, которые надеваются участниками шествия, сшиты и сделаны в 17 – 19 веках. Они бережно хранятся целый год, потом несколько дней и ночей их надевают, а после карнавала их чистят, если надо – чинят и снова складывают в старинные сундуки в городской ратуше.
Мероприятия карнавала начинаются с 4 часов утра понедельника и продолжаются до 4 часов утра четверга. Проходят они в историческом центре города: процессии идут по главным торговым улочкам, выложенным брусчаткой и мощеным камнем еще в 17 веке, проходят по главной площади центра перед ратушей, выходят на старинный мост через Рейн, идут по набережной и возвращаются в первоначальную точку по другому, более новому мосту. Участники шествия идут в порядке двустороннего движения, а зрители стоят и двигаются по краям дороги и в центре, между двумя разнонаправленными потоками.
Традиционное утреннее шествие, которым начинается карнавал, состоит из примерно 200 освещенных фонарями холстов (сейчас это бумажные плакаты), украшенных картинками, карикатурами и эпиграммами, высмеивающими специфические нравы жителей города, бюрократические процедуры и самые важные случаи, произошедшие в Базеле в течение года. Дело в том, что основная нота Базельского карнавала – это ирония и достаточно хлесткий юмор. По полной программе тут достается мэру города, работникам городской управы, служащим учреждений и прочим власть предержащим. Кстати, по традиции мэр со своими приближенными всегда выходит смотреть это шествие: начальство должно знать, что про него думает народ.
4 часа утра – неподходящее время для уличных развлечений, скажете вы? Ничего подобного: это шествие пользуется громадным успехом среди жителей города, и улицы с самого раннего утра запружены зрителями. Группы участников карнавала с агитационными плакатами перемежаются мини-оркестрами (флейты, барабаны и медные духовые инструменты – непременные участники всех мероприятий карнавала).
Кафе и рестораны открыты в течение всех трех карнавальных дней и ночей, и в это время там готовят специальное карнавальное меню: похлебка из бычьих сердец, приправленная мукой и луком и сырный пирог. Рецепт этих блюд не менялся с 15 века.
Основные процессии карнавала – это, собственно, главные события. Они начинаются в 1.30 по полудню в понедельник и среду и продолжаются до глубокой ночи (и раннего утра четверга). Больше 15 тысяч скрытых под масками участников карнавала двигаются по вышеописанному маршруту небольшими группами – пешком, на конных экипажах либо на движущихся платформах. Каждая группа представляет отдельную улицу города, предприятие, фирму, общественную организацию или даже семейный клан – табличка с названием либо торжественно проносится во главе группы (чем-то это напоминает олимпийское шествие), либо гордо реет в виде флажка с надписью или плаката над средством передвижения. Люди, принадлежащие к одной части процессии, одеты в тематические костюмы и маски, их платформы и кареты ярко разукрашены. Темы, идеи и техническое воплощение могут быть новыми, а могут и идти из глубины веков (сюда как раз и относятся старинные костюмы, используемые в карнавале).
Как пример старинной темы карнавальной группы можно привести охотничью группу. В ее главе – король-олень, как будто бы едущий на санках (если внимательно присмотреться, окажется, что санки он тащит на себе сам). За ним идет толпа «оленей» – с роскошными ветвистыми рогами и невероятно грустными, почему-то голубыми мордами. Один из них несет табличку: «Приглашаем вас на королевскую охоту». Своеобразная игра на чувстве жалости к животным, придуманная в начале 19 века (маски сохранились с тех пор, костюмы сшиты новые).
Группа бедуинов на верблюдах из папье-маше, во главе которых четверо чернокожих «рабов» несут в паланкине «арабского шейха» - тоже элемент старинного карнавала. Здесь костюмы самые старые: их сделали в 17 веке. С тех пор были обновлены только маски бедуинов, их головные уборы и, собственно, верблюды (папье-маше – материал хрупкий, а карнавальное шествие не прекращается и под проливным дождем). Головной убор «шейха», по слухам, украшен натуральным рубином – эта группа призвана показать невероятное богатство арабских стран. В 17 веке Европа считала Восток краем несметных сокровищ.
В качестве новых тем – например, борьба с курением. Интересно, что костюмы тут тоже стилизованы под старину, несмотря на то, что общественная организация по борьбе с курением существует в Базеле всего 10 лет. Эта процессия представляет собой группу из «монахов» двух видов – в белых рясах с капюшонами и в коричневых хламидах и сандалиях францисканцев. Лица-маски «монахов» совсем не монашеские: это, прямо скажем, рожи со зверским оскалом, каждая из которых сжимает в длинных желтых зубах огромную сигару («францисканцы», видимо, из стремления к бедности, «курят» сигареты). В центре этой группы пара монахов везет на себе платформу, на которой сложен костер из огромных поленьев-сигар, а на нем стоит крест с привязанным к нему грешником (грешник тоже судорожно сжимает в зубах сигарету). Весьма символично и очень живописно.
Процессии не просто идут по городу: это интерактивное шоу. Участники время от время отделяются от своей группы, ловят зазевавшихся зрителей, обсыпают их конфетти из огромных мешков и нагружают апельсинами.
Большие платформы-тележки, на которых хозяйничают граждане в ярчайших масках и костюмах – «самый смак» карнавала. С них в толпу стреляют конфетти из воздушных пушек, кидают апельсины, горстями рассыпают конфеты, мелкие призы (кошельки, мягкие игрушки) и главный символ карнавала – цветы мимозы.
Но и тут все не так просто: для того, чтобы конкретно вас облагодетельствовали подарком с платформы, нужно всем своим видом показать, что это – главная цель в вашей жизни. Зрители подбегают к платформам, высоко протягивают руки и истошно вопят слова приветствия и волшебную фразу, которая по-русски означает примерно следующее: «ДАЙ МНЕ ПРИИИЗ!». Особо отличившиеся на этой ниве и получают трусы, игрушки, кошельки, бутылочки с крепкой настойкой и роскошные, пушистые букеты, составленные из веток мимозы и крошечных изящных розочек. Маленькие дети, сидящие на плечах родителей, получают с платформ конфеты, леденцы и игрушки на более мягких условиях: им надо просто вытянуть руки.
Но если вы чем-то не понравитесь хозяевам, вам могут отказать в достаточно грубой форме: «Для тебя у нас ничего нет! Ты слишком скучный, иди, попытай счастья в другом месте!». Впрочем, если вы чем-то уж им понравитесь, вас могут просто украсть – на ходу затащить на платформу и провезти на ней несколько кварталов. «Украденные» зрители просто счастливы: по местной примете, если вас посадили на платформу во время карнавального шествия, вы весь год будете очень удачливы.
Отдельная тема – это музыкальное сопровождение карнавала. В Базель на время празднеств собираются с окрестностей города все, так или иначе умеющие держать в руках барабанные палочки и духовые музыкальные инструменты. Специальная карнавальная музыка была написана еще в 17 –18 веках, и с теми или иными вариациями она звучит на карнавале по сей день. Организованные группы флейтистов, трубачей и барабанщиков (тоже в масках и костюмах) часто перемежают пешие группы и платформы – как результат, музыка слышится буквально отовсюду. Здесь нет места саксофонам и гитарам, но и на традиционных, старинных инструментах старинная музыка стилизуется под наше время: очень необычно было услышать средневековую песню на базельском диалекте, припевом которой служил настоящий рэп на чистейшем английском языке под сопровождение барабанов. Но бывает и наоборот: одна из групп бодро играла на флейтах попурри из песен «Queen».
Под вечер и ночью карнавал становится более агрессивным: если опрометчиво вышли из дома в обычной одежде и не украсили себя ни одной карнавальной деталью, вас могут поймать, отдубасить надувной дубинкой и обсыпать конфетти, напихав его по всем вашим карманам и складкам одежды и изрядно испортив прическу.
Праздник юмора, веселья, бесшабашности и всеобщего братства в Базеле заканчивается. В течение суток после него городские муниципальные службы убирают со старинных средневековых улочек сплошной ковер конфетти, конфеты и апельсины, оставшиеся неподобранными детворой.
Город вернулся к привычной размеренной, добропорядочной жизни. И еще год он будет с нетерпением ждать нового Большого Карнавала.

+7 (722) 256 6368
+7 (778) 180 7077
+7 (717) 294 6774
+7(778)766 6368
+7 (777) 199 55 99
+7 (701) 941 9049
+7 (747) 094 1120
Заказать звонок
Республика Казахстан, г. Семей,ул. Дулатова 145 г.Астана ул.Иманова 26 БЦ "Абсолют" 2 этаж офис 203
Схема проезда
Мы в сети:
Вконтакте Одноклассники Facebook YouTube Instagram